Свой творческий метод мастер называл «концепцией предельного состояния».

Выставка работ художника Юрия Ларина открылась в Новой Третьяковке. На ней представлены живописные и акварельные полотна, созданные в период с 1970-х по 2010-е годы. О творческом методе мастера, который он называл «концепцией предельного состояния», расскажет Ксения Луженкова.

Соединение воздуха, музыки и света в минималистском пейзаже. Юрия Ларина называют «художником пластической идеи». В галерее на Крымском валу собраны работы из семейного архива художника и частных коллекций. «Это первая выставка Юрия Николаевича в Третьяковской галерее. Но вторая выставка в этом здании. Потому что около 30 лет назад, в Центральном доме художника тогда, прошла большая выставка Юрия Николаевича. Причем ему очень нравилось, что она совпала с выставкой Моранди. Это один из любимых его художников на наряду с Сезанном», – рассказывает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Опираясь на опыт предшественников, Юрий Ларин создал собственный творческий метод. Технику акварельной живописи на влажной бумаге применял на холсте с масляными красками. «Особое свечение его произведениям придает не заполненная краской основа. Это очень хорошо всегда выглядит в акварели, когда мы видим светящийся белый лист бумаги. В данном случае он парадоксальным образом этот прием, характерный для художников-акварелистов, использует в масляной живописи», – говорит куратор выставки, заведующая отделом графики XX века Государственной Третьяковской галереи Александра Струкова.

Искусствоведы отмечают особую чуткость Юрия Ларина к импульсам природы. Больше философ, чем живописец, он еще в 80-е годы сформулировал так называемую «концепцию предельного состояния». «Когда почувствуешь в живописи музыкальность, остановись» – призывал художник. В изображении абстрактного Юрий Ларин стремился не терять связи с натурой. Писал чаще под классическую музыку. По воспоминаниям членов семьи, в мастерской живописец завершал работы под «Времена года» Вивальди. В путешествиях же в Италию, на Кавказ или по Подмосковью делал акварельные наброски. «Акварели стали промежуточным этапом между набросками с натуры и живописью, которая была сделана всегда практически в мастерской впоследствии. Акварели – это нечто среднее, промежуточное между первым впечатлением и последующей основательной живописной работой», – делится куратор выставки Дмитрий Смолев.

ЧИТАТЬ  Глубокий кризис: ПСЖ проиграл «Баварии» из-за ошибки Сафонова, «Сити» упустил победу над «Фейеноордом» в ЛЧ

При входе в зал – последняя, незавершенная, работа Юрия Ларина «Грустная свинка».Она украшала кабинет сына живописца. «С детства я собирал большую коллекцию разных свинок. Моей первой игрушкой была свинка. И это одна из тех, которые были у меня в коллекции, которая в какой-то момент попала в квартире на подоконник и грустно смотрела в окно. И, видимо, в какой-то момент папино грустное состояние совпало с состоянием этой свинки», – признается сын Юрия Ларина Николай Ларин.

Как отмечают кураторы, эта выставка – не просто ретроспекция, а попытка актуализировать творчество художника прошлого. Чтобы зрители настоящего нашли в нем новые, современные смыслы.

Source

От adminbbb