-
Опубликовано
7 ноября 2021 г.
В 1957 году, когда Малайзия обрела независимость, ислам был объявлен государственной религией, но другие религии по-прежнему могут исповедоваться в мире и гармонии. Несмотря на то, что ислам является государственной религией, исламское право не является единственной правовой системой в Малайзии. Поскольку почти 40% населения Малайзии являются немусульманами, не имеет смысла применять к ним исламское право. Поэтому Малайзия практикует правовой плюрализм в своей правовой системе, чтобы защитить интересы как мусульман, так и немусульман в этой стране.
По мнению Жака Вандерлиндена, правовой плюрализм — это существование в рамках конкретного общества различных правовых механизмов, применяемых к идентичным ситуациям. В целом правовой плюрализм можно определить как плюралистическую правовую систему в юридическом смысле, когда суверен приказывает иной свод законов для управления иной группой людей, которые могут различаться по религии, географии и этнической принадлежности (Merry, 1988). По мнению Гриффита, существует две категории правового плюрализма: слабый и сильный плюрализм. Слабый плюрализм — это когда суверен приказывает иной свод законов для иной группы людей в пределах государств, в то время как сильный плюрализм — это когда не все законы администрируются государственным правовым институтом, а они были созданы группами людей для себя в целях этической и религиозной ценности.
В Малайзии мы можем сделать вывод, что первая категория правового плюрализма практикуется в ее правовой системе. Это можно увидеть, когда в этой стране есть два набора правил: гражданское право и шариатское право. Источником гражданского права является общее право, которое было введено британцами во время их колонизации, в то время как шариатское право основывалось на Коране и Сунне. Поскольку существуют два разных набора правил, судебную систему также можно разделить на гражданский суд и шариатский суд. Гражданский суд будет регулировать федеральные светские вопросы, в то время как шариатский суд будет заниматься вопросами исламского личного и семейного права. Однако шариатское право не является всеобъемлющим, поскольку гражданское право по-прежнему будет применяться к мусульманам во всех вопросах, которые не регулируются шариатским правом.
Эффективность правового плюрализма в Малайзии улучшилась после внесения поправок в статью 121(1A) Федеральной конституции. Это связано с тем, что в статье 121(1A) Федеральной конституции упоминается, что Высокий суд, который является гражданским судом, не имеет юрисдикции в отношении любого вопроса, подпадающего под юрисдикцию шариатских судов. Это означает, что мусульмане подчиняются гражданскому праву и шариатскому праву, в то время как немусульмане подчиняются только гражданскому праву. Любой религиозный спор мусульманина должен быть передан в шариатский суд, а не в гражданский суд, а гражданский суд не имеет юрисдикции вмешиваться в религиозные вопросы, подпадающие под юрисдикцию шариатского суда. Таким образом, это поможет предотвратить любое дублирование юрисдикций между гражданским судом и шариатским судом.
Вопрос о конфликте юрисдикций можно рассмотреть в деле Latifah Bte Mat Zin v Rosmawati Binti Sharibun. Это дело касается дочерей покойного, спорящих о деньгах на совместном счете между третьей женой и покойным, независимо от того, включены ли они в наследство покойного или были подарены покойным в качестве подарка inter vivos, что является hibah. Конфликт возникает, когда это дело передается в Высокий суд, а не в шариатский суд. Поэтому Федеральный суд постановил, что в силу статьи 121(1A) Федеральной конституции Высокий суд не имеет юрисдикции в отношении спора, поскольку шариатский суд имеет юрисдикцию в определении того, считаются ли активы подарком inter vivos или hibah, поскольку все стороны в этом деле являются мусульманами. Таким образом, решение, вынесенное Высоким судом, было недействительным и должно было быть отменено.
В заключение, мы можем увидеть, как развивается малазийская правовая система и важность принятия Малайзией правового плюрализма в своей правовой системе для поддержания гармонизации всех рас в стране. Таким образом, двойная правовая система, которая является гражданской и шариатской, играет большую роль в обеспечении прав и свобод мусульман и немусульман в Малайзии.