Драку заказывали? На прошлой неделе Евросоюз ввел 45-процентные пошлины на китайские электромобили. В ответ Китай в пятницу ввел ввозные санкции — от 30 до 39 процентов на спиртные напитки из ЕС, полученные путем перегонки виноградного вина, — коньяк, арманьяк, граппа — то, что называется общим термином бренди.
Уже подсчитано, что сильнее всех пострадает Франция. 99% импорта бренди в Китай в прошлом году пришлось именно на Францию. А ведь Париж громче всех требовал ввести санкции против китайских производителей электромобилей.
В пекинском супермаркете и беглого взгляда достаточно, чтобы понять: ответ Европе на взвинченные ею пошлины для китайских электромобилей самих китайцев даже по касательной не заденет. Французские бренди — хоть и 99% всего иностранного — тут капля в море китайского алкоголя. Так что подорожание даже сразу на треть условного Эннесси рядовые китайцы вряд ли заметят. Зато для французских производителей эта китайская капля сродни океану: их экспорт в КНР только в прошлом году превысил 800 миллионов евро – больше коньяка французы отлили только американцам.
«Многие крупные коньячные дома еще будут присутствовать на рынке, а вот небольшие — просто умрут», — полагает Клара Панч, директор коньячной компании.
Французские виноделы, что уже назвали себя заложниками европолитики, требовали не голосовать за повышение пошлин на электрокары из Поднебесной. Но Париж вместе с Варшавой и Римом настаивал на них едва ли не громче других в ЕС. Потому и китайский привет французам — в первую очередь. А с ним и намек остальной Европе — на очереди «молочка». Еще 15 лет назад китайцы ее вообще не употребляли, а теперь йогурты в ежедневном рационе, и европейская свинина. Но главное: китайский инвестор Европе уже не верит.
«Это может оказать широкое влияние не только на сектор электромобилей, но и на инвестиции в высокие технологии, энергетику, инфраструктуру ЕС и другие сферы, поскольку это посылает четкий сигнал китайским инвесторам о том, что они их хотят отпугнуть», — говорит Фан Дункуй, генеральный секретарь Китайской торговой палаты в Евросоюзе.
Пекин не исключает ответные меры и по повышению пошлин на бензиновые авто с объемными двигателями. И тут уже Германия схватилась за голову — «нас-то за что?», ведь голосовала же против роста тарифов — умоляли немецкие автогиганты — Volkswagen, BMW, Mercedes только в прошлом году именно на таких машинах заработали в Китае более миллиарда евро. Но на то и Евросоюз, что ответственность — коллективная, даже если итог как в анекдоте – «назло бабушке отморожу уши».
«Что сказали китайцы, когда европейцы ввели пошлины? Секундочку, мы же дали вашим автомобильным компаниям целое состояние — доступ на китайский рынок. Не мы устанавливали тарифы, вы устанавливаете тарифы для нас, теперь мы устанавливаем их для вас. И все автомобильные компании в Европе сказали: «Не делайте этого». Но эти довольно глупые люди в бюрократическом аппарате ЕС следуют советам американцев и хотят осложнить жизнь Китаю», — говорит Стивен Перри, почетный президент клуба по продвижению торговли между КНР и Великобританией «Группа 48».
Наступать на грабли, что когда-то бросили под ноги американцы, в тренде европейской политики — мол, власти КНР своих автопроизводителей субсидируют. В Китае называют это методичкой из Вашингтона, что еще в мае резко повысил пошлины на товары из Поднебесной. Бывший переводчик Дэн Сяопина, что присутствовал на переговорах и с Никсоном, и с Бушем-старшим, а теперь считается одним их ведущих в Китае политконсультантов, кажется, знает почему.
«Китай стал козлом отпущения за каждый провал Соединенных Штатов. Причина в том, что Китай развивается очень быстро, а Соединенные Штаты рассматривают Китай как потенциальную угрозу, потому что они опасаются, что Китай действительно догоняет экономику США и скоро ее превзойдет. Она уже превышает американскую экономику, если использовать паритет покупательной способности, который многие международные организации используют в качестве ориентира», — говорит Гао Чжикай, вице-президент Центра изучения Китай и глобализации.
То есть все дело в американском комплексе.
В этой лапшичной в историческом центре Пекина это так и называется — «комплекс Байдена». Будучи еще вице-президентом, в 2011-м, то есть 13 лет назад, Байден забегал сюда вместе с американской делегацией пообедать, когда был в Пекине. Лапша с мясным соусом и свежими огурцами, просто огурцы, паровые булочки баоцзы и кола. Тогда обед на пятерых обошелся Байдену в 79 юаней. Сейчас, понятно, дороже — только на одного 45. Инфляция. Да и отношения между Китаем и Соединенными Штатами уже не те. За весь срок своего уже президентства Байден в Пекин больше не приехал.
Сойдя с предвыборной дистанции, Байден не сошел с антикитайского трека. По которому шел весь срок. Во-первых, это было удобно.
«Проще обвинить в своих проблемах третью сторону. Китай украл все рабочие места, Китай заполонил все дешевыми товарами. Ок. Если Китай перестанет продавать товары в Америку и они будут покупать их в других странах, угадайте, что произойдет? Цена будет намного выше. Но это американских политиков не волнует, и они об этом никогда не скажут», — говорит Нельсон Вонг, вице-президент Шанхайского центра стратегических и международных исследований.
Особенно — во время предвыборной кампании, где китайскую карту разыгрывают оба кандидата в президенты. И вице-президенты.
И обвиняют друг друга в симпатиях к Поднебесной. У Камалы Харрис, как оказалось, даже имя китайское есть. Хо Камлай. Она выбрала его еще когда баллотировалась на должность окружного прокурора Сан-Франциско, и очень хотела понравиться самой большой в Штатах китайской диаспоре. А идущий с ней в паре Тим Уолц в 80-х и 90-х и вовсе работал школьным учителем английского в южно-китайском Фошане — это пригород Гуанчжоу, где бывшие коллеги вспоминают его как человека приветливого и обаятельного.
За что республиканцы уже назвали его кандидатом от Маньчжурии.
Уолц женился в годовщину событий на площади Тяньаньмэнь и побывал в Китае тридцать раз, включая свой медовый месяц. Уолц — прокитайская марионетка, которая подрывает наш национальный суверенитет, ослабляет нашу оборону и держит наши границы открытыми, в то время как дешевые китайские товары продолжают наводнять рынок.
Команду Трампа тут же обвинили в лукавстве. Это ведь он, по сути, и развязал торговую войну с Китаем, требовал обеспечивать работой американцев и вывести все производство из КНР. А сам, как выяснилось, даже свою Библию «Боже, благослови Америку», выпущенную как раз к выборам, печатал в китайском Ханчжоу. 120 тысяч экземпляров — по три доллара за штуку. А продавал минимум по 60, с автографом – за всю тысячу. Бизнес, ничего личного. Как, впрочем, и для Китая, где тут же вспомнили, как еще во время борьбы с Хиллари Клинтон свою «Сделаем Америку снова Великой» Трамп тоже заказывал не где-нибудь, а в КНР.
Потом была кампания 2020-го — и снова китайские фабрики. Да и Байден, кстати, тоже обращался сюда же. И главная фабрика мира, получается, фабрика и американских выборов тоже.
Это крупнейший в мире рынок мелкооптовой торговли потребительскими товарами в Иу. Чтобы обойти все эти павильоны, даже если останавливаться у каждого всего на одну минуту, потребуется больше 70 дней. Учитывая такие колоссальные и масштабные объемы торговли, здесь даже вывели свой «товарный индекс Иу», исходя их которого китайцы делают прогнозы рыночные, макроэкономические и даже политические. Китайцы ведь как считают — кто из американских кандидатов в президенты закажет здесь больше своей агитационной и рекламной продукции, тот и победит на выборах.
Вот и на нынешних выборах победа, судя по логике китайского бизнеса, за Трампом. Он тут и на кепках, и даже носках. И снова на бирках — «мэйд ин чайна». Торговцы при виде камеры образцы пытаются спрятать, и даже американские флаги упаковывают не так энергично.
К такому двуличию американских политиков в Китае привыкли. А Трамп или Харрис — для Пекина хрен редьки не слаще. Ну или имбирь женьшеня.
«Дональд Трамп и Камала Харрис очень, очень разные люди. Но они оба демонстрируют высокий уровень антикитайской враждебности. Харрис, боюсь, скорее всего, продолжит придерживаться менталитета времен холодной войны, который Джо Байден демонстрировал все четыре года на посту президента. И это может быть новая версия холодной войны, если у нее не хватит мужества и мудрости прекратить ухудшение китайско-американских отношений», — полагает Гао Чжикай, вице-президент Центра изучения Китай и глобализации.
«Так же и Трамп. Он уже заявил, что хочет ввести максимальные тарифы на китайский экспорт в США, что совершенно не решает проблему Соединенных Штатов, — продолжает эксперт. — Тарифы, введенные Трампом и в течение последних трех лет или около того Джо Байденом, являются своего рода налогом против американского народа и являются одной из причин того, почему инфляция в Соединенных Штатах настолько высока и почему уровень жизни американцев значительно снизился».
Американские двойные стандарты — это и тайваньский вопрос. Вашингтон продолжает накачивать остров оружием. И готовится тренировать тайваньских военных. Пекин объявил о новом пакете санкций в отношении американских военно-промышленных компаний, посоветовав не испытывать терпение.
«Китай научился не только устанавливать красные линии, но и четко предупреждать. Как в случае с Тайванем, по поводу которого прямо заявил американским коллегам: говорить, что вы поддерживаете единый Китай, и не поддерживаете независимость Тайваня, недостаточно. Вы должны поддержать наше воссоединение. То есть забыть о двусмысленности. При этом мы пытаемся искать решения. Мы пытаемся выиграть войну, не вступая в нее сами. Это то, во что мы верим», — говорит Нельсон Вонг, вице-президент Шанхайского центра стратегических и международных исследований.
Поэтому Китай всегда и оставляет поле для маневра. В том числе и в торговых спорах. И после восьми переговорных раундов в Пекине снова ждут еврочиновников для разговора об автопроизводстве и пошлинах. В противном случае зеркальными тарифами на бренди не ограничится. И пить его французам придется самим. Тяжелое похмелье Пекин гарантирует.